ЭФФЕКТ БЛИНОВСКОЙ. БУДУТ ЛИ КАЗАХСТАНСКИЕ БЛОГЕРЫ ПЛАТИТЬ НАЛОГИ ЗА РЕКЛАМУ?

photo 3015

В Казахстане планируют обязать блогеров платить налоги с доходов, полученных за счет рекламы в социальных сетях. Соответствующий законопроект был одобрен в Мажилисе Парламента РК накануне. В случае утверждения проекта в Сенате и подписании документа Президентом инфлюенсеры будут обязаны маркировать рекламу в социальных сетях, а также будут привлекаться к ответственности за распространение «фейков» и укрывательство от налогов, передает Open KZ со ссылкой на Tengrinews.kz.

В конце апреля в России была задержана «королева марафонов» Елена Блиновская. Блогер подозревается в неуплате налогов на сумму около 4,9 миллиарда тенге (более 900 миллионов рублей). После этой новости в Казахстане активно стали обсуждать вопрос о налогообложении для отечественных инфлюенсеров. В конце мая стало известно, что в Мажилисе уже начали рассматривать законопроект об онлайн-платформах и онлайн-рекламе.

По словам депутата Мажилиса Айдоса Сарыма, в законодательство вносится огромное количество новых терминов, определяющих, кто такой инфлюенсер, пользователь онлайн-платформой и многое другое.

«Мы знаем, что очень многие активные пользователи получают деньги «в конвертах». Используют интернет, чтобы создавать финансовые пирамиды, заниматься незаконной благотворительностью. Мы бы хотели, во-первых, рамочно это все обозначить (…). И вторая часть касается деятельности онлайн-платформ», — заявил депутат, отвечая на вопросы журналистов.

7 июня депутаты нижней Палаты Парламента при первом чтении одобрили данный законопроект.

«Вводится запрет на распространение, размещение ложной информации на онлайн-платформах. Кроме того, предусматривается обязательная интеграция государственного языка в интерфейсы и модерация онлайн-платформ. Это позволит алгоритмам социальных сетей отслеживать противоправный контент, а также проводить модерацию контента на казахском языке. Законопроектом вводится обязательство для собственников онлайн-платформ по сотрудничеству с государственными органами по борьбе с недостоверной информацией и укрывательством от налогов. Также устанавливаются обязательства по маркировке онлайн-рекламы и ведению рекламной деятельности на онлайн-платформах в соответствии с предпринимательским законодательством», — написано на сайте Мажилиса.

По данным пресс-службы Комитета государственных доходов, они контролируют доходы блогеров в рамках общего камерального контроля по вопросам регистрации в налоговых органах и занижения доходов.

«На сегодня наиболее известные блогеры страны зарегистрировали свою деятельность в налоговых органах и, как правило, применяют упрощенные режимы налогообложения с уплатой налога по фиксированной ставке», — ответили в КГД на запрос редакции.  

По причине того, что сведения об уплате налога физическими лицами являются налоговой тайной и предоставляются только с письменного разрешения, в КГД не смогли предоставить нашей редакции информацию о наиболее крупных налоговых суммах, уплаченных казахстанскими блогерами. 

В КГД также отметили, что с 2024 года наступает третий этап всеобщего декларирования для ИП, руководителей и учредителей юридических лиц, что сделает информационную базу для контроля доходов более полной. 

Финансовый аналитик Андрей Чеботарев отмечает, что законопроект неисполним, так как Комитет государственных доходов не сможет контролировать всех в социальных сетях. 

«Но у этого законопроекта есть смысл. Помните, несколько лет назад всех подряд пугали фискализацией переводов в приложении Kaspi.kz. Раз в год правительство заявляло, что вот сейчас начнется проверка и налоговая придет к тем, кто принимает в виде оплаты банковские переводы. Для чего так поступило правительство? Это называется словесная интервенция, когда ты что-то обещаешь, а рынок думает, что ты это уже сделал. Словесная интервенция в данном случае очень помогла. Чем? Люди охотнее стали ставить банковские терминалы для оплаты и принимать не только переводы. Сейчас и вовсе многие отказались от банковских переводов. Практически везде присутствуют терминалы разных банков и, конечно же, есть оплата по QR-коду». 

«Поэтому суть законопроекта об онлайн-платформе и онлайн-рекламе тоже будет носить словесную интервенцию, даже в случае принятия документа. Те, кто хочет жить в «белую» и не любят рисковать, будут самостоятельно оплачивать налоги. Другая категория будет опасаться фискальных проверок и также будет платить. Это будет большой профит, и в этом есть смысл», — поделился своим видением ситуации Андрей Чеботарев.

По словам финансового аналитика, ранее он уже прогнозировал фискализацию всех сфер деятельности в Казахстане.  

«1,5 года назад я предсказывал то, что всех нас ждет фискализация всего. Потому что в бюджете дефицит. В Нацфонд лезть нельзя, так как Президент запретил. И возникает вопрос, как восполнять этот дефицит, где найти источники? С налогов. Теперь будут более тщательно проверять все и всех», — резюмировал финансовый аналитик. 

Что касается всевозможных онлайн-марафонов, курсов, проводимых блогерами, то, по мнению Андрея Чеботарева, инфлюенсеры и любые другие авторы должны также оплачивать с дохода налоги. 

«Это услуга, которую оказывают и, соответственно, продают, как те же консультации, консалтинг. Соответственно, с доходов от тренингов, марафонов, курсов должны оплачиваться налоги. Пока фискальные органы не смогут особо это отслеживать, так как в основном такие курсы приобретают посредством наличных средств, переводами и любыми другими путями. Но чем ближе мы к всеобщему декларированию, тем проще это будет отследить», — сказал специалист.

Как отмечает основатель Telegram-канала «Астана — Что? Где? Когда?» Ерлан Сакенов, многие блогеры, инфлюенсеры работают в открытую, через ТОО и ИП, и исправно платят налоги. 

«Я лично отношусь скептически к происходящему. Считаю, что нет необходимости под каждую профессию придумывать какой-либо законопроект по налогообложению. Тем более нововведения будут распространяться и на сферы цифрового маркетинга, пиара. Я думаю, что необходимо упростить саму процедуру сдачи налоговой отчетности, деклараций. Сделать все по максимуму доступно и удобно, чтобы налоги оплачивать было проще всем: и блогеру и продавцу. Фискальной сфере необходима цифровизация», — ответил он.

Ерлан Сакенов считает, что вопросы вызывают и возможные методы реализации законопроекта. А именно то, как налоговые органы будут выявлять нарушения.

«Некоторые блогеры добровольно делают маркировку рекламы в соцсетях. Поэтому какая-то часть работает в открытую, платит налоги, и это похвально. Какая-то часть, конечно, скрывает. Но здесь довольно сложно будет отследить факты нарушения закона. Потому что, действительно, блогер может советовать услугу или товар просто так, не получая денег за это, потому что это его личная рекомендация. В конце концов, он же ведет страницу в социальных сетях и ему нужен контент. К примеру, захотел блогер посоветовать товар по личным соображениям, как такое будут отслеживать? Поэтому я склонен считать, что реализация законопроекта будет сильно хромать и на практике не будет работать», — дополнил собеседник.

Также, по словам основателя Telegram-канала, есть вопросы по тому, как будут выявлять «фейки».

«Конечно, распространять заведомо ложную информацию — это не есть правильно. Здесь должно быть наказание, но к этому нужно подходить очень осторожно. Необходимо разделять, что есть фейк, а что нет. И смотря, что именно законотворцы будут считать за фейк и как будут штрафовать», — резюмировал он.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *