КАК РАСПОЗНАТЬ ФЕЙКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Интернет давно зарекомендовал себя как удобную торговую площадку, где можно найти что угодно. Однако этим пользуются и мошенники, которые создают фейковые онлайн-магазины и обманывают пользователей, передает Open KZ со ссылкой на NUR.
Интернет и социальные сети стали удобной платформой для многочисленных онлайн-магазинов, которые продают все что угодно: бытовую технику, спортивный инвентарь, одежду, продуктовые товары и даже автомобили. Однако в этом кроется своя опасность – среди сотен торговых площадок легко можно наткнуться на страницу мошенников, которые создали фальшивый онлайн-магазин только для того, чтобы украсть деньги пользователей.
В Казахстане с этим преступным явлением решили бороться радикальными мерами. Финансовый волонтер и экс-депутат мажилиса парламента Республики Казахстан Юрий Ли запустил специальный проект Sapa-Sauda, с помощью которого планирует бороться с интернет-мошенниками.
Команда проекта на своей странице в Instagram уже провела анализ многих мошеннических страниц и выделила главные признаки того, что интернет-магазин является фейковым. Так, авторы отмечают, что первым «звоночком» недобросовестности продавца является тот факт, что его нельзя отметить на своих постах, а на его странице нельзя писать комментарии. Если магазин вводит такие ограничения, нужно задуматься – а стоит ли вообще с ним связываться?
Эксперты проекта называют и другие признаки, которые должны вызвать подозрения у покупателя: у продавца нет магазина или склада, где он хранит товар; по геолокации магазин находится в другой стране; магазин неоднократно менял свое название; у продавца есть несколько аккаунтов с одними и теми же подписчиками; нет товара в наличии или все продается только под заказ; товар выдается исключительно по предоплате и оплата происходит только переводом на карту; общение с клиентами происходит только через мессенджеры.
Как отмечают авторы проекта, наличие даже одного из указанных признаков должно стать поводом для более тщательного изучения информации о продавце. Например, можно поискать в Сети отзывы на интернет-магазин, который вызвал подозрения.
Помимо этого, можно проверить его на официальных сайтах государственных структур, например, найти продавца в списке налогоплательщиков на сайте Комитета государственных доходов или в реестре должников у Министерства юстиции РК. Также авторы проекта создали свою базу недобросовестных продавцов. Сейчас там уже собралось несколько десятков продавцов в Instagram, которые не смогли пройти проверку на добропорядочность.