ДЕНЬ ТИШИНЫ ОБЪЯВЛЕН В КАЗАХСТАНЕ
19 ноября по всей стране объявлен день тишины — это сутки накануне дня голосования, когда законодательством запрещается предвыборная агитация, передает Open Petropavlovsk со ссылкой на Спутник Казахстан.
Согласно закону «О выборах», любая агитационная деятельность в этот день считается незаконной и влечёт за собой последствия. В день тишины не показываются предвыборные ролики по телевидению, не распространяются газеты и листовки, не проводятся дебаты и встречи с избирателями.
В случае проведения агитации в эти дни положена административная ответственность по статье 102 Кодекса об административных правонарушениях «Проведение предвыборной агитации в период ее запрещения».
Правонарушение по этой статье предусматривает штрафы:
- для физических лиц — 15 МРП (45 945 тенге);
- для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций – 20 МРП (61 260 тенге);
- для субъектов среднего предпринимательства – 25 МРП (76 575 тенге);
- для субъектов крупного предпринимательства – 35 МРП (107 205 тенге).
Как правило, не снимаются малоформатные печатные агитматериалы (бумажные листовки), если они были изготовлены и распространены в соответствии с законом до наступления дня тишины. В соответствии с Конституцией, органы прокуратуры обеспечивают высший надзор за соблюдением законности на всех стадиях подготовки и проведения выборов.
Задача дня тишины — обеспечить каждому избирателю самостоятельность выбора, защитить от любого возможного влияния каких-либо материалов, психологического давления.
Кроме того, параллельно с запретом на предвыборную агитацию вводится и запрет на публикацию результатов опросов общественного мнения. Они могут повлиять на действия избирателей.
В день выборов запрещается проводить опрос общественного мнения в помещении для голосования. При этом юридические лица, письменно уведомившие Центризбирком, могут проводить опрос на выходе из избирательных участков. Результаты опросов общественного мнения, осуществлявшихся в день выборов на выходе из избирательных участков, можно опубликовать в средствах массовой информации после дня голосования.
В свою очередь, СМИ при опубликовании результатов опросов обязаны указать проводившее его юридическое лицо и лиц, заказавших и оплативших опрос, время проведения, метод сбора информации, точную формулировку вопросов, число опрошенных и коэффициент погрешности результатов опроса.
Запрет не распространяется на информацию непосредственно о выборах, призывы принять в них участие, разъяснение законодательных норм и порядка голосования.
Напомним, внеочередные выборы президента состоятся 20 ноября.